- Стоимость проекта составит 280 тыс. руб.
- Стоимость работ по выполнению росписи стен составит 5 млн. руб.
Монументальная роспись храма Святого Духа в граде Сургуте
Монументальную роспись внутренних стен храма Святого Духа планируется осуществить по имеющимся фотоматериалам, эскизам, описаниям и копиям фресок церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода, построенной в 1352г.
Справка. В годы второй мировой войны город Новгород с его многочисленными памятниками искусства и старины, в междуречье Волхова и Малого Волховца, был занят немецкими фашистами.
С августа 1941 по январь 1944 года здесь не затихала стрельба. Ни в одном другом древнем русском городе, находившемся в годы Великой Отечественной Войны в зоне военных действий, не было произведено столько разрушений, как в Новгороде. Фашистская артиллерия уничтожила церкви Спаса на Нередице, Николая Чудотворца на Липне, Михаила Архангела на Сковородке, Благовещения на Городище, Спаса на Ковалеве и Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле. Погибли и украшавшие все эти церкви стенные росписи.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле разрушена фашистами в 1943г. Сохранились лишь стены высотой от одного до полутора метров. Разрушение Успенской церкви в селе Волотово – невосполнимая утрата для русской и мировой культуры. Здесь находился на редкость полный и прекрасный по сохранности ансамбль фресок.
Исключительная полнота и сохранность росписи Успенской церкви дают возможность почти без оговорок понять общий замысел волотовских фресок, не приходится предполагать наличие тех или иных композиций и отдельных фигур. Даже там, где утраты имеются, они, по счастью, не влияют на понимание росписи в целом. Такая полнота росписи придавала Успенской церкви на Волотовом поле исключительное художественное и научное значение.
Примечательным был интерьер волотовской церкви. Все части церкви были отлично видны, и для того, чтобы представить их, не требовалось длительного перемещения из одного конца здания в другой: ширина основного помещения Успенской церкви была менее 7, а длина, от входной двери до восточной стены апсиды, около 9 метров.
Фрески Успенской церкви размещались на сводах и стенах девятью регистрами. Высота храма от пола до купола составляла 15,4 метра, а от пола до сводов около девяти, и высота регистров получалась тоже небольшой. Изображение человеческой фигуры на фресках, соразмерное архитектуре и небольшому интерьеру храма, было равным росту человека. Данная композиция создавала эффект присутствия написанных фигур в среде живых людей и позволяла достигать решения по существу мистической задачи вовлечения верующего в мир церковных образов.
По мнению многих исследователей, фрески Успенской церкви в ряде последовательных эпизодов раскрывают восхождение человека от прозы жизни к высшему благу, от трудного узнавания Христа на земле к радостному познанию божества в его небесной Славе.
Нет документальных сведений о волотовском мастере, неизвестно даже его имя. Вся живопись Волотова исполнена одной рукой и является личной работой одного выдающегося художника: слишком очевидна монолитность стиля росписи, чтобы распространяться на тему о возможном членении фресок на составные части по манерам письма. Это создание выдающегося неизвестного новгородского мастера, знавшего искусство Феофана Грека, но занимавшего по отношению к нему весьма независимое положение.
Успенская волотовская церковь являлась двуединым памятником архитектуры и стенной живописи.
Справка. В 1955 году была проведена консервация руин церкви. На месте руин церкви остались 1,7 миллионов фрагментов фресковой живописи.
14 декабря 1992 года церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле включена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. В августе 1993 года новгородские реставраторы начали реставрационные работы с фрагментами фресковой живописи.
В 2001 году по совместному российско-германскому проекту началось восстановление церкви. Торжественное открытие восстановленной церкви состоялось 28 августа 2003 года. С лета 2008 года началось возвращение первых спасенных фресок на их прежние места.
Схемы росписи
Схемы росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Фрески
Фрески церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Орнаменты
Различные орнаментальные мотивы использованы для горизонтальных разгранок, для украшения отдельных сводов и тимпанов, верхних и боковых оконных откосов, а также для заполнения единичных участков арок и стен.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, и́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю! Прииди́ и всели́ся в ны и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
По состоянию на 18.11.2024 года
Информация по поступлению средств обновляется еженедельно.